Памятка для учителей о сахарном диабете

13 вещей, которые должны знать УЧИТЕЛЯ о диабете 1 типа!

Учитель – очень важная фигура для учеников. Он видит их целый день, замечает любые их изменения и проблемы. Для родителей это очень важно, поскольку именно учитель может обнаружить важные моменты в жизни ребенка. Диабет 1 типа – состояние, признаки которого учитель часто может наблюдать в классе, поэтому важно знать, на что обратить внимание: от опасных симптомов до размещения ребенка в классной комнате.

1. Диабет 1 типа является аутоиммунным заболеванием.

Он не связан с образом жизни или действиями ребенка или родителей. В норме поджелудочная железа вырабатывает инсулин – гормон, способствующий превращению глюкозы (сахара) в энергию. У людей с диабетом 1 типа иммунная система атакует инсулин-продуцирующие клетки поджелудочной железы, в результате чего она не вырабатывает или вырабатывает очень мало инсулина. Уровень сахара в крови поднимается. Человеку с диабетом 1 типа нужны инъекции инсулина, чтобы жить.

2. Частое мочеиспускание, жажда и голод – спутники диабета 1 типа.

Учителя могут быть одними из первых, кто замечает симптомы диабета у ребенка. Ученик, который часто отпрашивается в туалет или попить, возможно, не просто хочет выйти из класса – у него может быть диабет. Если вы заметили что-нибудь необычное, сообщите об этом родителям или школьной медсестре.

3. Детям с диабетом целый день нужно кушать.

Диабетики поддерживают нормальный уровень сахара с помощью баланса между количеством еды и инъекциями инсулина. Прием пищи и введение инсулина расписаны по часам, и если что-нибудь из этого пропустить, может развиться гипергликемия (высокий уровень сахара в крови) или гипогликемия (низкий уровень сахара). Ребенку с диабетом может потребоваться до- или послеобеденный перекус для поддержания стабильного уровня сахара. Также им необходим быстрый доступ к быстрым сахарам (конфете) при падении уровня сахара. Поэтому деткам-диабетикам разрешается перекусывать в классе.

4. Сладкие перекусы не запрещены.

Сбалансированное и сытное питание крайне важно для контроля уровня сахара, но это не значит, что детям с диабетом нельзя кушать тортики и печенья. Если все правильно спланировать с родительской помощью, можно съесть сладкое угощение. Пока ребенок получает нужное количество инсулина, ему можно все то, что едят сверстники. Не нужно выводить маленького диабетика из классной сладкой вечеринки, это ранит его чувства, а не улучшит состояние.

5. Деткам можно носить с собой все нужные приспособления для диагностики и лечения.

Некоторые инсулиновые помпы выглядят и звучат как мобильные телефоны, а некоторые люди используют смартфон для контроля уровня сахара и работы инсулиновой помпы. Ознакомьтесь с оборудованием диабетиков и позволяйте детям проводить все необходимые им манипуляции. Если пропустить какую-нибудь процедуру, это может быть опасно, а также испортит отношения как между учеником и учителем, так и между учителем и родителями.

6. Высокий или низкий уровень сахара может сказываться на поведении и познавательной функции.

Дети, у которых изменяется уровень сахара, могут выглядеть агрессивными и упрямыми. Если вы заметили изменения в поведении ученика, нехарактерные для его личности, подумайте о необходимости проверки уровня сахара в крови.

7. Гипо- и гипергликемия требуют безотлагательных действий.

Слишком высокий или низкий уровень сахара являются неотложным медицинским состоянием. Без соответствующего лечения оно может быстро привести к катастрофическим последствиям. Любой ученик с диабетом должен иметь при себе набор средств для лечения таких состояний, а медсестра должна контролировать его наличие. В начале учебного года или в момент, когда учитель узнает, что у его ученика диабет, нужно изучить план действий на случай возникновения подобной ситуации.

8. Кто-то должен отвести ученика к медсестре в случае снижения уровня сахара в крови.

Когда уровень сахара падает, человек не способен ясно мыслить. Были случаи, когда ученика отправили в медпункт, а он повернул не в ту сторону и заблудился.

9. Детям с диабетом нужны особенные условия обучения.

Диабет считается инвалидизирующим заболеванием, поэтому ученику с диабетом создаются специальные условия в процессе обучения. Среди них разрешение на прием пищи во время уроков, а также возможность покинуть классную комнату при необходимости. Также сюда входит возможность переносить контрольные при снижении или повышении уровня сахара (это влияет на мышление).

10. Диабет 1 типа – непредсказуемое заболевание.

Каждый организм индивидуален. Даже если диабетик следует плану лечения, существует возможность того, что он проснется с низким уровнем сахара. Такие неожиданности ложатся эмоциональным, физическим и финансовым бременем на всю семью. Нужно знать, что возможны непредсказуемые ситуации, и с пониманием относиться к пропускам и не выполненным домашним заданиям.

11. Сочувствие и понимание имеют большое значение.

К ученикам с диабетом нужно относиться не только требовательно, но и с толикой милосердия. Диабет не дает возможности полностью контролировать жизнь, поэтому никогда нельзя давать ребенку с диабетом понять, что болезнь влияет еще и на его успехи в школе.

12. Стресс, болезни, физические нагрузки и переживания влияют на уровень сахара.

Стресс и болезни вызывают стремительное повышение уровня сахара. Физическая активности приводит к его понижению. Волнения могут как повышать, так и снижать его в зависимости от обстоятельств и самого ребенка. Если день в школе прошел необычно, нужно следить за учеником внимательнее – сонливость, раздражительность, потливость и растерянность – все это повод ободрить и успокоить ребенка, чтобы он смог проверить и скорректировать уровень сахара.

13. Ученик имеет право на конфиденциальность личной информации.

Некоторым детям не хочется, чтобы об их диабете знал кто-нибудь другой, и это их право. Учитель не имеет права рассказывать об этом посторонним лицам, если ученик и его родители не дали на это разрешения. Исключением является медицинский персонал, которому необходимо знать о состоянии ученика.

Использованные источники: xn--80aa4apjd3a.com

СМОТРИТЕ ЕЩЕ:

  I рецепты сахарный диабет

  Пиявка и сахарный диабет

Инструкция для учителей

Сахарный диабет и его лечение

Страница 1 из 2 1 , 2

Инструкция для учителей

1. Ребенок с диабетом всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сахар или сладкий напиток), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсий.

2. Если вы являетесь классным руководителем, убедитесь в том, что другие учителя знают о диабете вашего ученика, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

3. Если ребенку с диабетом нездоровится, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой — только с сопровождением; если возникнет необходимость отправить его домой, убедитесь, что дома есть кто-то из взрослых.

4. Никогда не задерживайте ребенка с диабетом в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол и пообедать, а также на уроке (сдвоенных уроках), перемене, после которых он должен «перекусить»

5. Можно надеяться, что дети с диабетом, даже в малом возрасте, знают многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребенок обращается к вам и говорит, что в отношении его нужно что-то предпринять, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.

6. Иногда ребенок с диабетом пьет чаще, чем другие здоровые дети. Это вызвано повышением уровня сахара крови. Не думайте, что он хочет пошутить над вами, когда жалуется на жажду или часто просится выйти.

7. В ситуации с «гипо» поступайте так, как рассказано выше.

8. Дети с диабетом не должны стать объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет лишь о некоторой дополнительной заботе о них. Вместе с тем, они требуют ненавязчивого, осторожного присмотра.

9. Жесткий контроль за течением диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической нагрузкой. Однако у детей с диабетом, даже у тех из них, кто тщательно следит за этим балансом, не исключены случаи внезапной гипогликемии и, наоборот, резкого повышения уровня сахара крови. Они часто нуждаются в психологической поддержке, должны чувствовать, что не одиноки, а являются частью коллектива сверстников класса. Постарайтесь сделать так, чтобы дети с диабетом принимали участие в большинстве школьных и классных мероприятий. Конечно, это требует большого внимания и организационных хлопот, часто учителю легче запретить ребенку с диабетом участвовать в походах, экскурсиях, соревнованиях и пр. Но тогда ребенок останется один на один со своей болезнью, будет ограничен только рамками дома и семьи, а ему нужны такие жизненные ситуации, в которых он получал бы опыт, обеспечивающий ему способность самому справляться со своим недугом. Если запланирован поход или экскурсия, можно пригласить родителей или бабушку (дедушку) ребенка принять участие в этом мероприятии — они смогут помочь и учителю, и ненавязчиво проконтролировать

10. Проявив терпение, внимание и такт, вы поможете вашему ученику адаптироваться к окружающему миру, не бояться болезни, а научиться управлять ею.

скопировала, а откуда-найти не могу. есть продолжение, если нужно

Использованные источники: www.dia-club.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

  Пиявка и сахарный диабет

  Диагностика сахарного диабета кровь

Каждый учитель должен знать о сахарном диабете

Согласитесь, сентябрь приносит родителям куда больше волнений, чем их чадам-школьникам, с трудом привыкающим после свободы каникул к дисциплине и учебе. Ну, а забот и тревог у «наших» мам и пап, чьи больные дети тоже недавно сели за парты, еще больше. Ведь теперь горизонт их влияния ограничен, и за школьными стенами бурлит жизнь, в которой труднее, нежели дома, обеспечить больному оптимальный режим и исключить осложнения.

Но детские диабетологи во всем мире едины в том, что их юные пациенты должны оставаться в своем прежнем окружении сверстников — специализированные «школы-теплицы» стали бы для них не самым подходящим местом как в плане формирования здоровой психологической установки на взрослую жизнь, так и по причине их неизбежной отдаленности от дома, а значит и большей оторванности детей от семьи.

А раз так, то не миновать нам разговора вокруг проблемы «больной ребенок — обычная школа». И здесь к цепочке «врач — родители — пациент. » неизбежно добавятся новые звенья: «классный руководитель (учитель начальных классов) — школьная медсестра — воспитатель продленной группы — преподаватель физкультуры«. То есть те взрослые, на которых в стенах школы ложится основной груз ответственности за здоровье ученика, страдающего сахарным диабетом.

Полагаем, дополнительную эту ношу они примут на свои плечи без особого энтузиазма и вряд ли станут постоянными читателями нашего журнала (если, конечно, проблемы диабета не касаются самих лично или близких родственников). Но сегодняшний урок, надеемся, им пригодится. Постараемся убедить педагогов, что повышенная забота о больном воспитаннике отнюдь не потребует от них каких-то чрезвычайных действий, сверхусилий в ущерб остальной работе и личному свободному времени.

Мы советуем Вам, уважаемые родители, на ближайшем собрании в классе вместе с учителем Вашего ребенка обсудить эту проблему. Кратко рассказать о том, что Вы уже сами узнали от врача и из литературы.

  • Сахарный диабет — хроническое пожизненное заболевание, сопряженное с риском для жизни, с серьезными осложнениями и многочисленными сопутствующими патологиями.
  • В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.
  • Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.
  • Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников.

В учебное время года педагог, как правило, проводит со своими воспитанниками гораздо больше времени, чем их работающие родители. И потому первым может обратить внимание на начальные признаки заболевания:

  • ребенок много пьет и на уроках часто просится «выйти из класса», в туалет;
  • в школьной столовой отличается отменным аппетитом, но тем не менее начал заметно худеть. (Особое внимание толстячкам: ожирение — сильнейший фактор риска заболеть диабетом).

Этим основным признакам сопутствуют косвенные:

  • ученик стал хуже учиться, быстрее, чем раньше, утомляться, раздражителен и непослушен.

Не стоит привычно списывать все это на «фокусы взросления», на переходный возраст — лучше своевременно исключить худшее и подсказать родителям не мешкая показать ребенка врачу.

Помните: детский диабет начинается, как правило, внезапно и нередко первичный диагноз выставляется, когда у ребенка уже глубокая гипогликемия или даже его доставила «скорая» в больницу в состоянии комы. Но ведь этой внезапности какое-то время предшествовало латентное (скрытое) течение болезни, не замеченное взрослыми по невнимательности, неграмотности, ненастороженности.

Уместно обратить внимание на возрастные «пики» заболевания диабетом в школьные годы — они приходятся на 6-8 и 10-14 лет.

Больному ребенку бывает весьма небезразлична реакция сверстников на его поведение: пунктуален в режиме, ест строго по часам, не поделится с товарищами конфеткой, которая у него постоянно в кармане, и в то же время не составит компании, когда весь класс срывается на переменке за мороженым или булками. Замечательно, если учитель сумеет убедить ребят, что их больной товарищ заслуживает вовсе не того, чтобы быть объектом их снисходительных насмешек. Наоборот, он мог бы стать примером для подражания! Ведь он уже научился или упорно стремится обуздывать прихоти, тренируя силу воли, а диета, которую предписала болезнь, у него физиологическая, то есть та, которая полезней всего и для здоровых: поменьше легкоусвояемых углеводов, мучного, жирного, побольше белковой пищи и овощей.

Что же касается конфетки или кусочка сахара, которые он всегда держит при себе,— то Боже упаси шутников отобрать или стащить из портфеля и тайком полакомиться спасительным леденцом! Больной товарищ бережет его на случай критического обострения, которое может настичь в любой момент.

Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на «скорой» в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, — речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.

И еще такой момент. Как родители и как бывшие школьники, знаем наверняка: не укладываясь в программу урока, учителя сплошь и рядом задерживают класс после звонка на перемену. Лишать законных 5-10 минут отдыха детей — вредить их физическому и психическому здоровью. Но если в классе больной диабетом (и не только диабетом) ребенок, то такая «привычка» педагога просто недопустима. Даже если выпустит «заботливый» учитель одного ребенка из класса — как отреагируют остальные? Что почувствует он сам? Не свою ли ущербность.

Если ребенок находится в состоянии ремиссии (период болезни вне обострения), ежедневные дозированные физические нагрузки ему необходимы. Они способствуют снижению сахара в крови, ускоряя его сгорание, повышают эффективность собственного инсулина. То есть, фактически урок физкультуры может заменить дополнительную инъекцию инсулина. Так что, уважаемые родители, не спешите снабдить ребенка справкой об освобождении от этих уроков. Но обязательно предупредите его и школьных педагогов:

  • За два часа до урока физкультуры обязателен прием пищи.
  • Полезны гимнастические упражнения, легкая атлетика, спортивные игры — но без перегрузок! Вредны силовые виды спорта (борьба, тяжелая атлетика), нежелательна по причине повышенного травматизма спортивная гимнастика на снарядах.
  • Туристические походы не противопоказаны, однако обувь для долгой ходьбы должна быть абсолютно удобной, чтобы ни в коем случае не натереть мозоли; носки чистыми и сухими — не забыть сменить их на привале, чтобы не сопрели ноги; нужно беречься от комаров и мошкары и уж тем более не расчесывать укусы — раны, расчесы, лопнувшие мозоли, потертости при диабете часто нагнаиваются и долго, трудно заживают.
  • Во время спортивных соревнований, если очень не хочется сидеть среди болельщиков, можно вооружиться судейским свистком или стартовым флажком, секундомером — это ведь надо еще посмотреть, кто важнее в горячие деньки на школьном стадионе: член судейской бригады или чемпион.

Взрослые, окружающие больного диабетом ребенка, должны уметь оказать ему экстренную помощь при осложнениях.

Не исключена вероятность, что помощь эта потребуется ему в стенах школы. Учитель будет чувствовать себя уверенней, если наша короткая памятка найдет свое постоянное место в классном журнале, на стенде в учительской или другом, удобном для взрослого и легкодоступном месте.

Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного диабетом ребенка в состояние ГИПОГЛИКЕМИИ (снижение ниже критического уровня сахара в крови).

Признаки гипогликемии нарастают стремительно, за считанные минуты. Это:

  1. сердцебиение, дрожь, головная боль;
  2. сильная потливость и бледность;
  3. чувство голода;
  4. необычное поведение, раздражительность.

Что нужно немедленно предпринять?

  • Дать сладкое питье, или 2-3 кусочка сахара, или несколько конфет (у больного такой «НЗ» всегда должен быть при себе).
  • Если ребенок без сознания — не пытаться поить или кормить его — срочно вызвать «скорую помощь», а в сельской школе воспользоваться любым другим транспортом для скорейшей доставки ребенка в больницу.
  • Предупредить о случившемся родителей.

При недостаточном, несвоевременном введении инсулина, из-за нарушения диеты и режима питания, вследствие стресса, инфекция, лихорадки может возникнуть состояние ГИПЕРГЛИКЕМИИ (значительное повышение концентрации сахара в крови) и КЕТОАЦИДОЗА. Признаки нарастают постепенно, в течение 2-3 дней:

  • потеря аппетита, усиление жажды, повышенное мочеиспускание, резкая слабость, сонливость;
  • запах ацетона изо рта;
  • в отдельных случаях тошнота, рвота, боли в животе.

При появлении у ребенка этих ощущений в школе необходимо:

  1. дать теплой воды БЕЗ САХАРА;
  2. вызвать с работы родителей для сопровождения больного к врачу.

Лечение осложнения проводится только в стационаре.

Ольга СВЕРКУНОВА. Журнал «Диабетик» № 1 за 1993 год.

Использованные источники: www.happydoctor.ru

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  Сахарный диабет куда обращаться

  Лечение сахарного диабета в санаториях мо рф

Памятка «Сахарный диабет»

Данная памятка может пригодиться классным руководителям в классе у которых учатся дети с диагнозом «сахарный диабет». Диагноз не приговор и с ним можно и нужно жить, а мы должны помочь ребенку в этом.

Просмотр содержимого документа
«Памятка «Сахарный диабет»»

Итак, о чём необходимо помнить, если в классе учится ребенок, с диагнозом «Сахарный диабет»:

Ребёнок с диабетом всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сахар или сладкий напиток), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсий.

Если вы являетесь классным руководителем, убедитесь в том, что другие учителя знают о диабете вашего ученика, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

Если ребёнку с диабетом нездоровится, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой, только с сопровождением; если возникнет необходимость отправить его домой, убедитесь, что дома есть кто-то из взрослых.

Никогда не задерживайте ребёнка с диабетом в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол и пообедать, а также на уроке (сдвоенных уроках), перемене, после которых он должен «перекусить».

Можно надеяться, что дети с диабетом, даже в малом возрасте, знают многое о своей болезни и особенностях её проявления. Поэтому, если такой ребёнок обращается к вам и говорит, что в отношении него нужно что-то предпринять, пожалуйста, прислушайтесь к нему и примите правильное решение.

Иногда ребёнок с диабетом пьет чаще, чем другие здоровые дети. Это вызвано повышением уровня сахара крови. Не думайте, что он хочет пошутить над вами, когда жалуется на жажду или часто просится выйти.

Дети с диабетом не должны стать объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет лишь о некоторой дополнительной заботе о них. Вместе с тем, они требуют ненавязчивого, осторожного присмотра.

Жёсткий контроль за течением диабета возможен лишь при балансе между дозой инсулина, питанием и физической нагрузкой. Однако у детей с диабетом, даже у тех из них, кто тщательно следит за этим балансом, не исключены случаи внезапной гипогликемии и, наоборот, резкого повышения уровня сахара в крови. Они часто нуждаются в психологической поддержке, должны чувствовать, что не одиноки, а являются частью коллектива сверстников класса. Постарайтесь сделать так, чтобы дети с диабетом принимали участие в большинстве школьных и классных мероприятий. Конечно, это требует большого внимания и организационных хлопот, часто учителю легче запретить ребёнку с диабетом участвовать в походах, экскурсиях, соревнованиях и пр. Но тогда ребёнок останется один на один со своей болезнью, будет ограничен только рамками дома и семьи, а ему нужны такие жизненные ситуации, в которых он получал бы опыт, обеспечивающий ему способность самому справляться со своим недугом. Если запланирован поход или экскурсия, можно пригласить родителей или бабушку (дедушку) ребёнка принять участие в этом мероприятии: они смогут и помочь учителю, и ненавязчиво проконтролировать свое чадо.

Проявив терпение, внимание и такт, вы поможете вашему ученику адаптироваться к окружающему миру, не бояться болезни, а научиться управлять ею.

Использованные источники: multiurok.ru

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  Пиявка и сахарный диабет

  Лечение сахарного диабета в санаториях мо рф

Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

«Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет в школе и детском саду»

Памятка рекомендована учителям (воспитателям), работающим в школьных и дошкольных учебных заведениях, которые посещают дети и подростки с диагнозом сахарный диабет.

ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа , в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня.

В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль/л. При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль/л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена.

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания.

К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность, перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации.

Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови.

Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких родственников. А также важное место занимает школа и детский сад. Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании.

Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога.

КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ:

ГИПОГЛИКЕМИЯ

Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.

Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток):

— сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую) или после физической нагрузки;

— пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;

НЕОБХОДИМО

Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры. Так как дети в раннем возрасте, плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям.

Симптомы гипогликемии:

  • чувство слабости;
  • повышенные нервозность, волнение, агрессивность;
  • сильная потливость;
  • тошнота;
  • плаксивость;
  • ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений;
  • дрожание рук и озноб;
  • возможная потеря сознания.

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать.

Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок, контрольная или экзамен и т.д), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр., стакан сладкого чая или компота, съесть конфету (карамельку), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

Действия учителя (воспитателя):

При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.

При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел (печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка (подростка) на уровень гликемии.

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям.

Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать «скорую помощь». Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость — он может захлебнуться.

Гипогликемия — единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях) и других мероприятиях.

Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое.

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом.

Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет (почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.

Здесь много сложностей — не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить.

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно.

Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, является очень сложным.

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии — не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д.

Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови «набирается» не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого.

Причины повышения уровня сахара крови бывают разные:

малое количество инсулина — неправильно подобранная его доза;

любой стресс, заболевание и т.п.

При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку, заметив: «Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!», это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.

Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии), особенно в классе, во время спортивных со­ревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсии.

2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убеди­тесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

3. Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой — только с сопровождающим.

4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать.

5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и осо­бенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребе­нок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо, пожалуйста, прислу­шайтесь к нему и примите правильное решение.

6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом осо­бого внимания. Они должны в равной мере вы­полнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы.

7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабе­т чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

На мероприятие (экскурсию), можно при­гласить родителей (родственников) ребенка, которые смогут проконтролировать своего ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет.

Использованные источники: diabet-spb.ru

Статьи по теме