Министерство по делам территориальных образований Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
30 мая 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 32-18-83
факс: (4822) 32-18-83
email: ministerstvo_to@web.region.tver.ru
Выступления и заявления руководства
Дополнительная информация
10.12.2013

Доклад "Об итогах работы по взаимодействию с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области в 2013 году и о перспективах на 2014 год" на форуме муниципальных образований Тверской области

Рад вас приветствовать на форуме муниципальных образований Тверской области. Это заключительное мероприятие в 2013 году, на котором собрались главы и главы администраций муниципальных районов и городских округов региона.

В этом году произошло много изменений в составе глав и глав администраций муниципальных районов области, поэтому в первую очередь хочу представить вам наших новых коллег. Главой Бежецкого района избран Александр Васильевич Горбанев, Калининского района – Витольд Вацлавович Завадский, Кимрского района – Антонина Ивановна Нестерова, Конаковского района – Людмила Алексеевна Козлова, Максатихинского района – Николай Анатольевич Ильин, Молоковского района – Андрей Павлович Ефименко, Нелидовского района – Валерий Васильевич Расов, Осташковского района – Михаил Николаевич Тузов, исполняющим обязанности главы Зубцовского района назначен Сергей Вячеславович Широков, Кувшиновского района – Дмитрий Владимирович Новоселов. Главой администрации Бологовского района назначен Михаил Анатольевич Новожилов, администрации Кимрского района – Ирина Николаевна Миронова, администрации Конаковского района – Олег Владимирович Лобановский, администрации Нелидовского района – Владислав Брониславович Павлов, администрации Спировского района – Виталий Васильевич Шишков. В Калининском и Лесном районах обязанности глав администраций исполняют соответственно Олег Витальевич Гончаров и Евгений Викторович Бокарев.
Все эти люди высокопрофессиональны и компетентны в вопросах организации работы органов местного самоуправления.

Конец года – период подведения итогов работы и формирования планов на предстоящий период.

Одной из приоритетных задач в уходящем году была необходимость оптимизации территориальной организации местного самоуправления в Тверской области. На территории региона по состоянию на 01.01.2011 года были зарегистрированы 405 муниципальных образований, в том числе – 36 муниципальных районов, 7 – городских округов, включая 2 ЗАТО, 44 городских поселения и 318 сельских поселений. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с осуществлением местного самоуправления:

1) наличие большого числа муниципальных образований, количество жителей в которых невелико (менее 1000 человек);

2) отсутствие налогооблагаемой базы, проблема формирования местного бюджета, обеспечения его сбалансированности;

3) нередко расходы на содержание органов местного самоуправления составляют значительную часть местного бюджета;

4) существует тенденция передачи исполнения части полномочий с федерального и регионального уровней на местный;

5) недостаточная обеспеченность квалифицированными юристами.

В этой связи с целью повышения эффективности муниципального управления, оптимизации местных бюджетов, улучшения кадрового потенциала и привлечения квалифицированных кадров в течение 2011-2013 годов в Тверской области объединились 35 сельских поселений, входящих в составы Осташковского, Ржевского, Сандовского, Краснохолмского, Селижаровского, Старицкого, Конаковского, Торопецкого и Жарковского муниципальных районов.

Итогами преобразования явились:

1) уменьшение количества муниципальных образований с 405 до 385 в результате объединения 35 поселений и образования 15 новых сельских поселений;

2) повышение управляемости территории в связи с тем, что уменьшилось количество органов и должностных лиц местного самоуправления, образовался единый бюджет, аккумулирование средств которого в перспективе позволит использовать их на финансирование более масштабных проектов;

3) улучшение кадрового обеспечения муниципальных образований в результате проведения организационно-штатных мероприятий.

Учитывая небольшой период времени, прошедший с момента преобразования поселений, говорить об экономическом эффекте пока преждевременно.

В целях возможности реализации указанных мероприятий Министерством по делам территориальных образований в рамках проведения дней Тверской области в Совете Федерации было предложено сенаторам рассмотреть вопрос о целесообразности разработки в качестве законодательной инициативы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов федеральных законов:

1) о внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части: закрепления положений, регулирующих возможность и порядок такого вида преобразования муниципальных образований, как преобразование муниципального района в городской округ; закрепления процедуры упразднения муниципального района. При этом возможно закрепить условие, необходимое для такого преобразования: в городском поселении, являющемся административным центром муниципального района,  должно проживать более 1/2 жителей муниципального района в целом.

2) о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие сохранение льгот и преимуществ, установленных для сельских жителей, в случае, если преобразование муниципальных образований повлечет за собой изменение статуса сельского поселения на городское.

Указанную законодательную инициативу Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддержал.

На территории Тверской области отмечен большой разрыв в количестве жителей отдельных муниципальных районов. Учитывая территориальную близость (общие границы) таких муниципальных районов, обсуждается необходимость преобразования муниципальных районов в форме их объединения. В этих целях создана постоянно действующая рабочая группа по оптимизации порядка формирования органов местного самоуправления и территориальной организации местного самоуправления в Тверской области, первое заседание которой уже состоялось 19 ноября текущего года.

Деятельности указанной рабочей группы придается большое значение. Министерством по делам территориальных образований на прошедшем заседании был предложен комплекс рекомендаций, касающихся оптимизации численности депутатов представительных органов местного самоуправления, установления мажоритарной избирательной системы в муниципальных районах и городских округах, рекомендаций по применению двуглавой системы управления, организации работы представительных органов сельских и городских поселений, и других вопросов.

Многие из вас, коллеги, в 2013 году на своих территориях встречали Губернатора Тверской области. Всего в уходящем году состоялось 12 выездных мероприятий, которые, на мой взгляд, способствуют решению вопросов местного значения. Кроме того были проведены встречи с главами 6 муниципальных образований Тверской области. Всегда по итогам рабочих поездок и встреч Губернатор дает ряд поручений, направленных на социальное и экономическое развитие муниципальных образований, а также на решение политических задач.

Успешное решение проблем и вопросов, стоящих перед муниципальными районами и городскими округами во многом зависит от слаженной, скоординированной работы руководителей муниципальных образований всех уровней.

К сожалению, в ряде муниципальных образований использующих двуглавую систему управления имеют место быть сложные взаимоотношения между главой и главой администраций муниципальных образований. Вместо того чтобы объединить свои усилия на решение тех, или иных вопросов в рамках своих полномочий закрепленных Уставом, руководители органов местного самоуправления занимаются борьбой за власть, при этом теряя время и силы, вовлекая в эти «разборки» глав поселений, депутатский актив.

Нельзя назвать рабочими отношения, складывающиеся между отдельными главами районов и главами городских поселений, являющихся районными центрами. Некоторые главы не желают видеть общие проблемы района и поселения, участвовать в их решении. Такие отношения между руководителями муниципальных образований, в том числе сдерживают работу по оптимизации органов управления, повышению эффективности их работы.

С целью контроля за исполнением федерального закона 131-ФЗ и оказания помощи муниципальным образованиям в решении вопросов общественно-политической и социальной направленности, взаимодействия с исполнительными органами государственной власти региона, специалисты Министерства по делам территориальных образований регулярно выезжают на территории. Ежедневно в телефонном режиме осуществляется взаимодействие с руководителями, управляющими делами муниципальных образований. В свою очередь благодарим Губернатора Тверской области за его решение об участии членов правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» в еженедельных заседаниях Правительства.

В феврале-марте 2013 года состоялись публичные отчеты глав муниципальных районов и городских округов о работе по выполнению плана мероприятий по развитию своих территорий в 2012 году и плане мероприятий на 2013 год в свете Послания Губернатора Тверской области. Практику проведения публичных отчетов глав будет продолжена.

В 2013 году Министерством организованы и проведены зональные совещания с главами, главами администраций муниципальных районов, городских округов Тверской области; зональные семинары-совещания с главами, главами администраций сельских и городских поселений; семинары-совещания с управляющими делами, с руководителями муниципальных образований, приступивших к исполнению своих обязанностей в 2013 году. Всего проведено 21 мероприятие. Повестки дня указанных мероприятий формировались с учетом предложений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такая форма взаимодействия позволила не только обсудить важнейшие социально-экономические вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления, но и организовать их качественное исполнение на местах. В перечисленных мероприятиях приняли участие представители Прокуратуры, УМВД, УФМС,  Главного управления МЧС, управления Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Избирательной комиссии Тверской области. Рассмотрено более 60 вопросов, касающихся социально-экономического развития муниципальных образований, межбюджетных отношений, развития агропромышленного комплекса, благоустройства городов и населенных пунктов, безопасности и функционирования систем жизнеобеспечения и др.

В текущем году Министерством организовано проведение повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений  Тверской области по 15 программам. В рамках мероприятия свою квалификацию уже повысили 566 человек. До 20 декабря этого года еще 295 слушателей закончат обучение. Благодаря полученной экономии на торгах Министерству удалось обучить большее количество лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящий момент разработан и утвержден комплексный план обучения лиц, занятых в системе местного самоуправления Тверской области на 2014 – 2016 годы, который будет реализован совместно с другими исполнительными органами государственной власти Тверской области.

В 2014 году предполагается реализации новой формы взаимодействия по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления. Министерство проведет Форум муниципальных юристов.

На протяжении всего года органы местного самоуправления получали квалифицированную юридическую помощь в решении вопросов местного значения. В помощь муниципалитетам:

1) Подготовлены модельные уставы городских и сельских поселений, которые размещены на официальном сайте Министерства и поддерживаются в актуальном состоянии;

2) Проанализированы все действующие редакции уставов городских поселений и более 100 сельских поселений  Тверской области на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству,  подготовлены и направлены  конкретные предложения и замечания по итогам рассмотрения;

3) Проведена правовая экспертиза всех поступивших в Министерство проектов муниципальных правовых актов, включая проекты  решений представительных органов муниципальных образований о внесении изменений в уставы;

4) Проанализированы уставы всех муниципальных районов и городских округов  Тверской области на предмет закрепления в них положений, устанавливающих дополнительные гарантии лицам, замещающим муниципальные должности;

5) Разработаны алгоритмы реорганизации органов местного самоуправления, обладающих статусом юридического лица  преобразованных муниципальных образований Тверской области;

6) Разработаны и размещены на официальном сайте Министерства модельные муниципальные правовые акты: «Об утверждении положения о порядке реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании», «О порядке организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Тверской области», «О порядке размещения сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений средствам массовой информации для  опубликования», Памятка муниципальному служащему по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, Типовое положение о порядке назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов).

Ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области является важным этапом в работе по формированию единства правового пространства на территории Российской Федерации.

В настоящее время в регистре Тверской области содержится более 42 тысяч муниципальных нормативных правовых актов. Несмотря на то, что органами местного самоуправления в целом организовано направление подготовки муниципальных нормативных правовых актов и сведений для включения в регистр, продолжают нарушаться сроки представления нормативных правовых актов в уполномоченный орган  по ведению регистра, установленные законодательством.

Имеют место случаи не выполнения требований о представлении сведений об источниках и о датах официального опубликования муниципальных актов. Прошу Глав обратить внимание ответственных лиц на соблюдение требований  законодательства при представлении актов для включения в регистр.

Ведение регистра предполагает проведение выборочного правового анализа актов на их соответствие нормам действующего законодательства. В рамках осуществления полномочий по ведению регистра проводится работа, направленная на обеспечение качественной нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. За 11 месяцев 2013 года проведена юридическая экспертиза в отношении 570 нормативных правовых актов муниципальных образований, в результате чего выявлено 316 муниципальных правовых актов, несоответствующих действующему законодательству. Экспертные заключения направлены в органы местного самоуправления, в результате чего в 143 акта внесены соответствующие изменения.

На сегодняшний день деятельность по ведению регистра представляет собой сформировавшийся и упорядоченный процесс регистрации муниципальных нормативных правовых актов. Однако непрерывное внесение актов в регистр и совершенствование технологии ведения регистра влечёт появление всё новых практических проблем правового и технического характера, решение которых невозможно в индивидуальном порядке, без учёта опыта и практики ведения регистра другими субъектами Российской Федерации, и что особенно хотелось бы отметить – без вмешательства федеральных органов государственной власти.

В рамках Всероссийской научно-практической конференции по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, проходившей в октябре 2013 года в Москве были рассмотрены вопросы развития системы ведения регистров на 2014 – 2020 годы, в том числе перехода на ведение регистров только в электронном виде с использованием электронной подписи, а также вопросы повышения качества подготовки нормативных правовых актов.

Действительно, переход на ведение регистра только в электронном виде является перспективным и вполне отвечал бы современным требованиям, обеспечивающим широкое применение информационно-коммуникационных технологий.

В современных условиях развитие региона возможно только при ведении эффективной работы по всем основным направлениям. Зачастую приходится принимать «неудобные» решения. Без этого не обойтись. Всем нам нужно приложить определенные усилия, чтобы потом не было стыдно за проведенную работу.

Возврат к списку