Министерство по делам территориальных образований Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
23 апреля 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 32-18-83
факс: (4822) 32-18-83
email: ministerstvo_to@web.region.tver.ru
Выступления и заявления руководства
Дополнительная информация
20.12.2012

Доклад на совещании глав, глав администраций муниципальных районов и городских округов Тверской области при Губернаторе Тверской области

Рад вас приветствовать на заключительном в 2012 году совещании глав, глав администраций муниципальных районов и городских округов Тверской области при Губернаторе Тверской области.

В первую очередь хочу представить Вам наших новых коллег. Из состава депутатов Тверской городской Думы избран Глава города Твери. Им стал Александр Борисович Корзин. Дмитрий Чижов сложил полномочия главы по собственному желанию. Исполняющей обязанности главы Калининского района назначена Людмила Викторовна Хоничева, глава Заволжского сельского поселения Калининского района. Главой администрации Удомельского района назначен Игорь Олегович Захаров, ранее занимавший должность заместителя главы администрации г. Удомля. Михаил Шибанов, находящийся под следствием, сложил полномочия. Главой Бежецкого района избран Виктор Арсеньевич Серёгин, в прошлом – директор МУП «Бежецкие автобусные перевозки», депутат Собрания депутатов Бежецкого района.

2012 год для нас всех был достаточно сложным. Правительством Тверской области, исполнительными органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления начата реализация комплекса важнейших мероприятий, направленных на развитие муниципальных образований Тверской области.

Помощь муниципальным образованиям в повышении эффективности управления – это одна из основных задач нашего Министерства. В регионе реализуется комплекс мероприятий по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Хочется сказать Вам большое спасибо за понимание и проделанную работу в этом направлении.

Новый подход к распределению межбюджетных трансфертов позволит оптимизировать систему финансирования муниципальных образований. Новые нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления будут способствовать формированию профессиональной и работоспособной системы муниципальных органов.

Как и ожидалось – у новой методики нашлись и свои противники. Таких единицы. Абсолютное большинство глав согласны с тем, что необходимо менять подход в распределении средств регионального бюджета даже не смотря на то, что в некоторых муниципальных образованиях общая сумма межбюджетных трансфертов стала ниже. Считаю, что позиция глав, которые вероятно лишь по причине личной заинтересованности пытаются поднять волну недовольства, является в корне неправильной.

Вместе с тем мы достигли понимания и рабочего конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Тверской области. За работу в этом направлении выражаю Вам особую благодарность. Качественное развитие Тверской области возможно только в жесткой связке региональной и местных властей. Инструментом такого взаимодействия явились наши совместные мероприятия.

В текущем году Министерством проведены совещания с главами, главами администраций муниципальных районов, городских округов при Губернаторе Тверской области, зональные семинары-совещания с главами, главами администраций, семинары-совещания с управляющими делами, председателями представительных органов местного самоуправления, приступивших к исполнению своих обязанностей в 2011-2012 годах. Совместно с ГУ МЧС России по Тверской области был проведен обучающий семинар с руководителями муниципальных образований. Повестки дня указанных мероприятий формировались с учетом предложений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такая форма взаимодействия позволила не только обсудить важнейшие социально-экономические вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления, но и организовать их качественное исполнение на местах. В перечисленных мероприятиях приняли участие представители Прокуратуры Тверской области, МВД России по Тверской области, управления Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Избирательной комиссии Тверской области, Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям и др. Было рассмотрено более 100 вопросов, касающихся социально-экономического развития муниципальных образований, межбюджетных отношений, развития агропромышленного комплекса, благоустройства городов и населенных пунктов, безопасности и функционирования систем жизнеобеспечения и др.

Особое внимание стоит уделить 2 крупным мероприятиям, состоявшимся в 2012 году. В феврале и сентябре текущего года город Тверь встречал представителей всех муниципальных образований в рамках форума муниципальных образований Тверской области «Земляки». В общей сложности мероприятиями было охвачено более 10 000 человек.

Многие из Вас в 2012 году на своих территориях встречали Губернатора Тверской области. Рабочие поездки главы региона, которых в уходящим году состоялось 23, позволяют решить серьезные вопросы местного значения. Всегда по итогам таких поездок Губернатор дает ряд поручений, направленных на социальное и экономическое развитие, а также на решение политических задач.

Успешное решение проблем и вопросов, стоящих перед муниципальными районами и городскими округами во многом зависит от слаженной, скоординированной работы руководителей муниципальных образований  всех уровней.

К сожалению, еще имеют место быть сложные межличностные взаимоотношения глав и глав администраций муниципальных образований. Вместо того, чтобы объединить свои усилия на решение тех или иных вопросов, руководители органов местного самоуправления начинают выяснять кто из них главнее, искать друг у друга недостатки, теряя время и силы, вовлекая в эти «разборки» глав поселений, депутатский актив. Такие факты были зафиксированы в Лесном, Калининском и Кимрском районах.
Нельзя назвать рабочими отношения, складывающиеся между отдельными главами районов и главами городских поселений, являющихся районными центрами, когда главы не желают видеть общие проблемы района и поселения, участвовать в их решении.  Это, прежде всего, относится к Кувшиновскому, Осташковскому, Кашинскому и ряду других районов.

Такие отношения между руководителями муниципальных образований сдерживают работу по передаче полномочий от городских поселений – районных центров на уровень районных администраций.

С целью контроля за исполнением федерального закона 131-ФЗ и оказания помощи муниципальным образованиям в решении вопросов общественно-политической и социальной направленности, взаимодействия с исполнительными органами государственной власти региона, специалисты Министерства по делам территориальных образований более 120 раз выезжали на территории. Ежедневно в телефонном режиме осуществляется взаимодействие с руководителями, управляющими делами муниципальных образований. В свою очередь благодарим Губернатора Тверской области за его решение об участии членов правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области» в еженедельных заседаниях Правительства.

Министерство на протяжении всего года оказывало квалифицированную юридическую помощь в решении вопросов местного значения. В помощь муниципалитетам:
•    Подготовлены модельные уставы муниципальных районов, которые размещены на официальном сайте Министерства и поддерживаются в актуальном состоянии;
•    Проанализированы все действующие редакции уставов муниципальных районов и городских округов Тверской области на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству,  подготовлены и направлены  конкретные предложения и замечания по итогам рассмотрения;
•    Проведена правовая экспертиза всех поступивших в Министерство проектов муниципальных правовых актов, включая проекты  решений представительных органов муниципальных образований о внесении изменений в уставы;
•    Проанализированы уставы всех муниципальных образований Тверской области на предмет соответствия нормам избирательного законодательства, в необходимых случаях подготовлены письма с предложениями;
•    Разработаны алгоритмы преобразования муниципальных образований Тверской области, а также образцы муниципальных правовых актов, необходимых для реализации процесса преобразования.
•    Разработаны методические рекомендации по оформлению правовых актов, разрабатываемых органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Указанные рекомендации также размещены на сайте Министерства.

Вместе с тем стоит отметить, что не все главы обращаются за помощью в Министерство, в том числе по вопросам, связанным с внесением изменений в устав муниципального образования. В связи с этим в ряде случаев на практике были проблемы с применением измененных редакций уставов, которые общими усилиями были преодолены.

Крайне важной составляющей нашей работы является создание и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области.

В региональном регистре содержится  более 32 тысяч  муниципальных нормативных правовых актов. Анализ практики формирования регистра показал, что практически во всех муниципальных образованиях   работа  по данному направлению организована надлежащим образом: определены ответственные должностные лица, документы представляются в полном объеме  и  с соблюдением  требований законодательства,  проведена ревизия  правовых актов принятых до 1 января 2009 года. Среди таких муниципальных образований следует отметить: г.Вышний Волочек, г.Кимры,  Весьегонский, Селижаровский,  Конаковский, Торопецкий  и   Удомельский районы и поселения входящие в их состав.

Ведение регистра уполномоченным органом предполагает проведение правового анализа актов на их соответствие нормам действующего законодательства. В рамках осуществления полномочий по ведению регистра проводится работа, направленная на обеспечение качественной нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Тверской области. За период 2012 года проведена юридическая экспертиза в отношении 400 муниципальных нормативных правовых актов области.  В ходе юридической экспертизы выявляется низкое качество правовых актов, несоблюдение правил юридической техники, общих правил делопроизводства. На уровне каждого муниципального образования требуют решения такие вопросы, как учет, систематизация, хранение нормативных актов, а также своевременное приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Мы вместе с Вами в уходящем году достойно организовали и провели ряд избирательных кампаний по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, по выборам Президента РФ. Благодаря совместной работе удалось не только организовать избирательный процесс на качественном уровне, но и сформировать работоспособные органы представительной власти. Избраны депутаты Собраний депутатов в Осташковском, Спировском, Удомельском районах, депутаты Тверской и Вышневолоцкой городских Дум, избраны Советы депутатов в 64 поселениях, глава Вышневолоцкого района. Это, безусловно, наша общая победа!
Впереди новый избирательный период. Необходима нацеленность на такие же положительные результаты. В сентябре 2013 года должны состояться выборы в представительные органы в 9 муниципальных районах и 288 городских и сельских поселениях, выборы Мэра г. Вышний Волочек и главы г. Зубцов. Министерство готово оказать организационную и методическую помощь в подготовке и проведении избирательных кампаний.

Тот темп, который нам с Вами удалось набрать в 2012 году, ни в коем случае нельзя сбавлять.

В феврале-марте 2013 года должны состояться публичные отчеты глав муниципальных районов и городских округов о работе по выполнению плана мероприятий по развитию своих территорий в 2012 году и плане мероприятий на 2013 год в свете Послания Губернатора Тверской области. В свою очередь обращаюсь к Губернатору Тверской области с просьбой рассмотреть возможность участия руководителей исполнительных органов государственной власти Тверской области в таких публичных отчетах.

В первом полугодии предстоящего года Министерство планирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений. Будет сохранена тенденция проведения совещаний, семинаров-совещаний по актуальным вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления.

В 2013 году совместно со Всемирным банком и Министерством финансов Тверской области на территории региона будет реализована программа по поддержке местных инициатив в Тверской области. Цели программы – активизация участия населения в решении местных проблем, снижение иждивенческих настроений в обществе, повышение эффективности использования бюджетных средств, повышение доверия населения к власти. Данная программа предусматривает распределение субсидий на реализацию проектов, направленных на благоустройство (в т.ч. мест отдыха, детских площадок), развитие улично-дорожной сети в населенных пунктах, ремонт и оборудование муниципальных учреждений спорта, культуры и досуга, решение проблем водоснабжения.

Первые обучающие семинары по программе уже состоялись. Надеюсь на Ваше активное участие в новом для Тверской области проекте. В свою очередь сообщаю, что наше Министерство совместно с Министерством финансов Тверской области готово оказывать всяческую помощь и содействие в реализации программы по поддержке местных инициатив.

Свое выступление хочу завершить словами Президента, озвученными во время ежегодного послания Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года: «Пришло время кардинально изменить ситуацию к лучшему уже сейчас. Мы делаем это, и мы можем это делать. Если продолжим последовательный курс национального развития, будем впрягаться в общую созидательную работу, если мы будем работать достойно, с отдачей, с полной отдачей сил, то мы обязательно добьёмся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи».

Возврат к списку