Министерство по делам территориальных образований Тверской области
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
26 июля 2017
170100, г. Тверь, ул. Советская, 23
тел.: (4822) 32-18-83
факс: (4822) 32-18-83
email: ministerstvo_to@web.region.tver.ru
Рекомендации для уполномоченных органов местного самоуправления, ответственных за представление муниципальных нормативных правовых актов и сведений о них для включения в регистр

Рекомендации по определению муниципального правового акта как нормативного

Практика организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области (далее - Регистр) показала, что значительная часть специалистов муниципальных образований испытывает затруднения в определении нормативности муниципальных правовых актов. В отдел по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов поступает до 30% ненормативных муниципальных правовых актов, что приводит к неэффективному использованию служебного времени как муниципальными служащими, так и специалистами отдела по ведению Регистра, а также излишнему расходованию материальных ресурсов.

Муниципальные акты подлежат включению в Регистр, если они носят нормативный характер.

Определить принадлежность муниципального акта к нормативно-правовому, можно при наличии следующих существенных признаков нормативного правового акта:

  • издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом;
  • наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.

В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:

  • о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;
  • о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;
  • о выделении, возврате бюджетных средств;
  • о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
  • об оплате финансовых обязательств муниципального образования;
  • об установлении лимитов;
  • о выполнении функции муниципального заказчика;
  • о признании задолженности безнадежной к взысканию и её списании;
  • об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
  • об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.

В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности:

  • об условиях приватизации муниципального имущества;
  • о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;
  • о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;
  • о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;
  • о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;
  • об утверждении реестра муниципального имущества;
  • о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;
  • о принятии имущества в муниципальную собственность;
  • об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;
  • о безвозмездной передаче муниципального имущества;
  • о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;
  • о размещении муниципального заказа;
  • о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;
  • о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
  • об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
  • о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
  • об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
  • об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.

В сфере земельных правоотношений:

  • об утверждении схемы расположения земельного участка;
  • об утверждении границ земельного участка;
  • о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;
  • о разделении (объединении) земельного участка;
  • о расторжении договора аренды земельного участка;
  • о прекращении права на земельный участок.

В сфере градостроительной политики и благоустройства:

  • о предварительном согласовании места размещения объекта;
  • об утверждении градостроительного плана земельного участка;
  • о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
  • о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
  • о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
  • о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
  • о присвоении адресов объектам недвижимости;
  • о присвоении адресов земельным участкам;
  • об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
  • о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
  • об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
  • о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
  • об установлении памятников, мемориальных досок;
  • о разрешении вырубки зеленых насаждений;
  • о разрешении на производство земляных работ.

В сфере жилищных правоотношений:

  • о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);
  • о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;
  • о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;
  • об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;
  • об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);
  • о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;
  • о признании жилого помещения не пригодным для проживания;
  • о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);
  • о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;
  • о переводе жилых помещений в нежилые.

В сфере социальной политики:

  • об установлении опеки и попечительства;
  • о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских
  • обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;
  • о назначении опекунских пособий конкретным лицам;
  • о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;
  • о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;
  • о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;
  • о создании приемной семьи;
  • о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;
  • о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
  • о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;
  • о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;
  • о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;
  • о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;
  • о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;
  • о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;
  • о награждении поощрительными грантами;
  • о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);
  • о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.

В сфере трудовых правоотношений:

  • об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;
  • о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;
  • о предоставлении отпусков конкретным лицам;
  • о командировании конкретного лица;
  • о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;
  • об установлении персональной надбавки;
  • об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;
  • о проведении аттестации;
  • о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;
  • об утверждении штатного расписания.

В сфере управления:

  • об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;
  • о плане работы органа местного самоуправления;
  • о персональном составе рабочих групп и комиссий;
  • об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;
  • о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);
  • о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;
  • о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;
  • об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
  • о разовых поручениях;
  • о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;
  • о созыве совещаний, конференций, съездов.

Также не включаются в Регистр муниципальные акты:

  • отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;
  • содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
  • действие которых исчерпывается однократным применением;
  • оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  • направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
  • рекомендательного характера;
  • о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий.

Рекомендации по проведению ревизии муниципальных правовых актов, принятых (изданных) до 01.01.2009, для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тверской области

В целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с законодательством и формирования перечня действующих актов, необходимо провести ревизию принятых (изданных) муниципальных правовых актов до 01.01.2009 в каждом органе местного самоуправления, к полномочиям которого, в соответствии с уставом муниципального образования, отнесено принятие муниципальных нормативных правовых актов.

Проведение ревизии принятых правовых актов и представление действующих правовых актов для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тверской области (далее – регистр), позволит обеспечить в соответствии с требованиями законодательства учёт и систематизацию муниципальных нормативных правовых актов области, реализацию конституционного права граждан на получение достоверной информации, а также создать условия для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах области органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Представлению в уполномоченный орган по ведению регистра подлежат все действующие на момент их представления муниципальные нормативные правовые акты, вне зависимости от даты их принятия.

Проведение ревизии принятых муниципальных правовых актов предлагается осуществлять в органах местного самоуправления в следующем порядке.

1. Составляются списки муниципальных правовых актов, принятых органом местного самоуправления (должностным лицом) в каждом календарном году, в хронологическом порядке по возрастанию даты принятия. За основу можно взять сведения из журналов регистрации принятых актов.

Предлагается начать с составления списка актов, принятых в 2008 году, затем актов, принятых в 2007 году и так далее в обратном порядке.

2. Затем составляется общий список принятых муниципальных актов за весь период с момента образования муниципального образования. Для этого объединяются списки актов, составленные в соответствии с годом их принятия.

3. Из общего списка исключаются:

  1. акты, период действия которых ограничен прошедшими сроками. Например, решения представительных органов об утверждении местного бюджета на предыдущие годы, муниципальные акты об утверждении программ прошлых периодов, акты об утверждении долгосрочных планов мероприятий, срок реализации которых истёк, и подобные им акты;
  2. акты, признанные утратившими силу, при этом сами муниципальные акты о признании утратившими силу других актов остаются в списке;
  3. муниципальные правовые акты ненормативного характера;

4. далее необходимо выделить акты о внесении изменений в ранее принятые правовые акты (основные) и перераспределить их в группы. То есть сформировать несколько групп, включающих основной правовой акт, и акты, которыми в него вносились изменения.

Таким образом, сформируется перечень действующих муниципальных нормативных правовых актов (с учётом актов о внесении в них изменений на момент проведения ревизии).

5. В ходе проведения ревизии, среди отобранных действующих актов, включённых в перечень, выявляются:

  1. акты, являющиеся фактически недействующими, неприменяемые или утратившие актуальность – эти акты подлежат признанию их утратившими силу. Чтобы не представлять такие акты для включения в регистр, необходимо соответствующему органу местного самоуправления (должностному лицу) принять муниципальный нормативный правовой акт о признании утратившими силу этих неприменяемых правовых актов. В этом случае представлению в регистр будет подлежать только принятый муниципальный нормативный правовой акт о признании утратившими силу других актов;
  2. акты, требующие внесения в них изменений – эти акты следует незамедлительно привести в соответствие с действующим законодательством и (или) уставом муниципального образования путём внесения в них соответствующих изменений. Представлению для включения в регистр подлежит принятый акт, которым вносятся изменения, и вместе с ним основной акт, с приложением всех ранее принятых актов, которыми в него были внесены изменения.

6. По итогам ревизии, отобранные действующие акты (текст акта и все приложения) представляются в уполномоченный орган по ведению регистра только в электронном виде в формате MS Word любым доступным способом (электронной почтой, на машиночитаемых носителях: USB флеш-накопители, компакт-диски).

Одновременно с актами направляется сопроводительное письмо, подписанное соответствующим должностным лицом, с указанием перечня направленных документов, информации об опубликовании (обнародовании) актов, а также дополнительные сведения (копии актов прокурорского реагирования, судебных актов по делам об оспаривании муниципального нормативного акта и др.).

Формы документов для использования в работе при ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Тверской области

Методические рекомендации