Методы обучения больных сахарным диабетом

Обучение больных сахарным диабетом второго типа

Формирование у пациентов мотивации к лечению сахарного диабета. Краткая информация о группах, механизмах действия и характеристиках сахароснижающих препаратов. Самоконтроль глюкозы и ацетона в моче при помощи тест-полосок. Основные принципы диетотерапии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ММА им. И. М. Сеченова, Москва

Обучение больных сахарным диабетом второго типа

Т. И. Романцова, кандидат медицинских наук,

О. В. Роик, кандидат медицинских наук,

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Обучение проводится в специально созданных «школах больных СД второго типа», одна из которых в течение 7 лет функционирует на базе клиники эндокринологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В этой школе прошли обучение 3171 человек, из них 2663 человека (83,9%) неоднократно, средний возраст пациентов составил 56±11,2 года.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие 1. Тема «Что такое СД»

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

Ключевые аспекты темы: основные понятия диабетологии (нормальный, высокий и низкий уровень сахара в крови, почечный порог комы); цели лечения; симптомы СД и причина их появления; типы СД; «четыре кита» комплексной терапии СД второго типа.

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды (

Использованные источники: otherreferats.allbest.ru

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

  I рецепты сахарный диабет

  Пиявка и сахарный диабет

Обучение больных сахарным диабетом

• Обучение больных СД является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Оно должно обеспечивать больных знаниями и навыками, способствующими достижению конкретных терапевтических целей.

• Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными СД от момента выявления заболевания и на всем его протяжении. Цели и задачи обучения должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента.

• В школу диабета направляются больные, не проходившие обучения (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение (на повторные циклы) для поддержания уровня знаний и мотивации или при появлении новых терапевтических целей.

• Для обучения используются специально разрабатываемые структурированные программы, адресованные конкретному контингенту больных: СД 1 типа, СД 2 типа, не получающих инсулина, СД 2 типа на инсулинотерапии, детей с СД и их родителей,

беременных женщин с СД.

• Содержание обучающих программ должно соответствовать принятым стандартам диагностики и лечения СД, а их структура учитывать основные принципы педагогики. Программы подразумевают строго практическую направленность и доступность

для восприятия. Обязательные разделы обучающих программ:

— общие сведения о СД;

— инсулинотерапия (подробно для больных, получающих инсулин);

— поздние осложнения СД;

— контрольные обследования при СД.

Большая часть времени в процессе обучения должна быть посвящена практической отработке навыков, необходимых для самостоятельного управления заболеванием. Прежде всего это касается самоконтроля глюкозы крови, техники инъекций инсулина, правил коррекции доз инсулина, ухода за ногами, самостоятельного измерения АД.

• Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных. Оптимальное количество больных в группе 5–7. Групповое обучение требует отдельного помещения, в котором может быть обеспечена тишина и достаточное освещение.

• Индивидуальное обучение может проводиться с любым пациентом. Кроме того, оно показано некоторым особым категориям больных: с впервые выявленным СД 1 типа, с выраженными стадиями осложнений СД, с тяжелыми сопутствующими заболеваниями и/или существенными ограничениями в физической и умственной деятельности. Индивидуальное обучение также может быть целесообразно у детей и беременных женщин с СД. В ряде случаев к процессу обучения желательно привлекать родственников больных или их доверенных лиц.

• Школы диабета создаются на базе поликлиник, стационаров и консультативно-диагностических центров по территориальному принципу из расчета 1 школа на 2,5 – 3 тысячи больных СД.

• Базисное техническое оснащение Школы диабета:

— структурированные программы обучения с набором наглядных пособий (плакаты, карточки с изображением продуктов);

— доска школьная или маркерная;

— глюкометры и тест-полоски;

— образцы препаратов и средства введения инсулина;

— весы для взвешивания продуктов.

• Обучение больных проводится специально подготовленными медицинскими работниками: эндокринологом (диабетологом), медицинской сестрой. При имеющейся возможности желательно участие клинического психолога и /или психотерапевта.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

· обследовать больного, поставить и обосновать диагноз сахарного диабета, осложнений и сопутствующих заболеваний, определить тип, тяжесть течения диабета и степень его компенсации.

· Оценить показатели гликемического профиля, гликированного гемоглобина, белкового и липидного обмена, данные инструментального исследования.

· Проанализировать тактику и эффективность лечения больных до поступления в стационар.

· Оценить эффективность мер профилактики и системы самоконтроля в поликлинике по месту жительства больного.

· Назначить диету, расчитать количесво хлебных единиц, энергетическую ценность суточного рациона курируемого больног.

· Обосновать показания к назначению пероральных сахароснижающих препаратов, оценить их эффективность, побочное действие.

· Оценить рациональность применения различных препаратов инсулина у курируемого больного, влияние их на гликемический профиль. Выявить осложнение инсулинотерапии и разработать мероприятия по их устранению.

· На примере курируемых больных изучить особенности течения и лечения диабета у лиц молодого и пожилого возраста, беременных и нуждающихся в оперативном лечении.

· Назначить дозированные физические нагрузки

· Выписать рецепты на инсулин и сахаропонижающие средства.

· Провести беседу с больным о системе самоконтроля лечения.

5. Итоговый контроль знаний:

Задача №1.

У больного, 62 лет, на фоне избыточной массы тела появилась умеренная жажда, полиурия. Уровень глюкозы крови 11,8 ммоль/л, в моче глюкоза 2%, ацетон (-). Лечение диетой привело через 2 недели к снижению уровня гликемии до 5,4 ммоль/л натощак, в течение суток до 7,6 ммоль/л.

3. Определите дополнительные методы обследования

4. Правильно ли было назначено первоначальное лечение?

5.Определите дальнейшую тактику

Задача № 2.

Пациент 62 лет обратился к хирургу поликлиники. В течение 12 лет страдает сахарным диабетом 2типа, углеводный обмен был компенсирован приемом Диабетона МВ. На 1-м пальце стопы имеется глубокая язва с участком некроза в центре 2,5 см в диаметре, стона отечна, гиперемирована. При обследовании выявлено:на обеих ногах незначительно снижена болевая, температурная и тактилъная чувствительность. Пульсация на тыльной артерии стоны практически не определяется. Сахар крови при обращении 13,7 ммоль/л. Общий анализ крови: Hb — 130 г/л, лейкоциты-12х10, СОЭ 5Омм/час.

1.Какое осложнение диабета развилось у пациента?
2.Что способствовало его развитию?
3. Определите тактику сахароснижающей терапии.

4.Назовите основные компоненты консервативной терапии.

5. Каковы варианты оперативного лечения?

Задача № 3.

Пациентка 36 лет страдает сахарным диабетом типа 1 в течение 15 лет, получает инсулин в суточной дозе 44 ед. Обратилась с жалобами на повышение артериального давления до 165/100 мм рт. ст., отечность лица. При осмотре выявлено: кожные покровы суховаты, лицо пастозно, бледное. ЧСС 88 в мин., АД 170/100 мм рт. ст. Проведены обследования: гликозилированный гемоглобин-11%. Дневные колебания гликемии от 6,2 до 11,8 ммоль/л. В анализах мочи протеинурия 0,6 — 1,1 г/л, суточная потеря белка до 1,4г. Скорость клубочковой фильтрации 65 мл/мин. Мочевина 7,8 ммоль/л, креатинин — 0,152 ммоль/л.

Осмотр глазного дна: расширение и полнокровие венул, множественные микроаневризмы и мелкоточечные кровоизлияния по периферии сетчатки, мягкие и твердые экссудаты.

1. Сформулируйте клинический диагноз

2. Сформулируйте осложнения.

3. Что способствовало их развитию?

4.Какие группы препаратов являются препаратами выбора для лечения наступившего поражения почек?

5. Как предотвратить прогрессирование поражения сетчатки?

Задача №4

Пациент, 58 лет, страдает сахарным диабетом в течение 10 лет. Доза инсулина: 8.00- актрапид 10ед+ протафан 14ед, в 13.00 актрапид 10ед, в 18.00 актрапид 10 ед, в 22.00 протафан 16 ед. Последний месяц при посещении поликлиники регистрируется гипергликемия натощак — 10 ммоль/л, глюкозурия 1%, ацетон –(-). Эндокринолог увеличил дозу протафана в 22.00 до 18 ед. При контроле через неделю сахар крови утром- 12 ммоль/л. Больной жалуется на плохое самочувствие, головную боль утром, потливость ночью, беспокойный сон. Дальнейшее увеличение дозы протафана до 20ед гипергликемию не купировало. В анализе мочи сахар-отрицательный, ацетон + +.

1. Сформулируйте диагноз.

2. Чем обусловлено плохое самочувствие больного?

3. Наметьте план обследования.

4. Наметьте план лечения.

5. Выписать рецепт на Детемир (Левемир)

Задача №5

Пациентка 49 лет, в течение 12 лет страдает СД 2 типа, получала препараты сульфонилмочевины, последний год -15 мг манинила в сутки. Соблюдает диету, масса тела была стабильна и близка к идеальной. В течение последнего года начала худеть, уровень гликемии в пределах 12-13 ммоль/л, на глазном дне прогрессируют явления ретинопатии – новообразованные сосуды, усугубилась нефропатия, повысился уровень креатинина до 300 мкмоль/л.

2.Оцените клиническую ситуацию.

3.Что явилось причиной развития сосудистых осложнений диабета?

4. Определите и обоснуйте тактику лечения.

5.Определите лечение имеющихся диабетических ангиопатий

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия«Диабетические комы. Патогенез, диагностика. Дифференциальная диагностика. Лечение, профилактика. (В интерактивной форме)»

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Физиология и биохимия углеводного, липидного и белкового обмена.

2. Кислотно-основное состояние и его регуляция.

3. Осмолярность плазмы крови, факторы ее определяющие, механизмы регуляции.

4. Классификация острых осложнений сахарного диабета.

5. Патогенез, клиника, диагностика кетоацидоза и гиперкетонемической комы.

6. Патогенез, клиника, диагностика гипогликемических состояний, гипогликемической комы

7. Патогенез, клиника, диагностика гиперосмолярной комы.

8. Дифференциальная диагностика коматозных состояний у больных сахарным диабетом.

9. Лечение коматозных состояний при сахарном диабете и их профилактика.

6.2 Тестовые задания по теме.

001. ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) передозировка инсулина

2) прекращение введения или уменьшение дозы вводимого инсулина

3) физическая работа

4) заболевание желудочно-кишечного тракта, сопровождающееся рвотой, поносом

5) недостаточное питание

002. НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) передозировка сахаропонижающих таблеток

2) несвоевременная диагностика сахарного диабета

3) передозировка инсулина

4) физическая нагрузка

5) прием алкоголя

003. КЛИНИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) судорожный синдром

3) быстрое развитие комы

4) нормальный или повышенный тонус глазных яблок

5) ровное дыхание

004. ДЛЯ ДИАБЕТИЧЕСКОГО КЕТОАЦИДОЗА ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ

2)повышения распада жиров

3)развития жировой инфильтрации печени

4)усиление синтеза жиров

5)усиление синтеза белка

005. КЛИНИЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНЕМ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ ПРЕКОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ

3)резкая слабость, вялость, сонливость

4)полная потеря сознания

5)отсутствие запаха ацетона в выдыхаемом воздухе

006. ГИПЕРГЛИКЕМИЧЕСКАЯ ДИАБЕТИЧЕСКАЯ КОМА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1)снижением тургора кожи, мягкие глазные яблоки

3)повышением мышечного тонуса

4)цианозом кожи и слизистых

007. ВАРИАНТОМ КЛИНИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ КЕТОАЦИДОТИЧЕСКОЙ КОМЫ ЯВЛЯЕТСЯ

3)судорожный вариант течения

4)развитие нефротического синдрома

008. КЕТОАЦИДОТИЧЕСКАЯ КОМА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ГИПЕРОСМОЛЯРНОЙ НА ОСНОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4)уровня артериального давления

5)уровня кетоновых тел

009. ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДИАБЕТИЧЕСКОГО КЕТОАЦИДОЗА

1) исследование сахара крови

2) исследование уровня кетоновых тел крови и ацетона в моче

3) развернутый анализ крови

4) общий анализ мочи

5) исследование минерального обмена

010. ДИАБЕТИЧЕСКИЙ КЕТОАЦИДОЗ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1)глюкоза крови более 13 ммоль/л

2)pH артериальной крови 7,25-7,3

3)кетоновые тела в моче

4)нарушение сознания отсутствует

5)глюкоза крови более 13 ммоль/л, pH артериальной крови 7,25-7,3, кетоновые тела в моче, нарушение ознания отсутствует

Использованные источники: lektsii.org

СМОТРИТЕ ЕЩЕ:

  I рецепты сахарный диабет

  Пиявка и сахарный диабет

Чему обучают в школе здоровья сахарным диабетом?

Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

  • 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Использованные источники: diabethelp.guru

Статьи по теме